Светлана Ветрова

Светлана Ветрова

Мастер по народному ткачеству

Член Союза Мастеров Республики Беларусь: народное ткачество.

Я родилась во второй половине прошлого века, тогда ещё в Советской Белоруссии. Мои мать и отец – представители двух разных национальностей – русских и белорусов. С рождения я воспитывалась в традиции этих двух народов, впитывая их культуру и особенности мышления. Так ребенок осваивает родной язык, не уча его специально.

Когда во мне были обнаружены способности к рисованию, меня отдали учиться, и со временем я получила хорошее художественное образование. Часть своей жизни я проработала профессиональным дизайнером.

В то же время, я всегда испытывала глубокий интерес к этнографии, декоративному искусству своего народа, к его образному языку и материальной культуре. Моё внимание привлекали народный костюм, обрядовые и интерьерные ткани. Шить и вышивать я научилась в раннем детстве и всегда обожала возиться с нитками.

Знакомство с народной традицией, приемами и техниками создания славянского народного текстиля привели меня к увлечению домашним ткачеством. Я много общалась и общаюсь со сведущими людьми, включая как представителей из простого народа, так и мира науки – этнографами, историками и представителями иных смежных областей. Я изучаю музейные коллекции, знакомлюсь с результатами исследований в специальной литературе. Сейчас я могу назвать себя хорошим специалистам в области славянских декоративных этнографических тканей, мое хобби стало делом моей жизни.

Посвящено древней женской магии моего народа.

По легенде, искусство работы с нитью – дар великой Макоши, богини судьбы и плодородия, покровительницы женской мудрости и женских ремесел. Каждая прядущая, ткущая, вышивающая мастерица сама на время становится богиней и участвует в процессе сотворения мира.

Традиции народного ткачества, способы ниточных переплетений, орнаментально-символический язык, бережно передаваемые из поколения в поколение, уходят своими корнями в наше общее праславянское прошлое, связывает нас, современников, с загадочным миром наших далеких предков и друг с другом, вне зависимости от национальных особенностей. В то же время, народный текстиль, обогащенный местными приемами и открытиями, эстетическими предпо чтениями мастериц, национальными традициями, демонстрирует индивидуальные особенности каждого отдельного народа внутри нашей славянской общности.

В современном мире массовое производство сильно упростило решение утилитарных проблем человека, однако вещи потеряли свою духовную составляющую. Это повлекло за собой то, что современные люди окружены, в большинстве своем, бездушными, мертвыми предметами.

Наши предки сами творили свой микрокосм, с любовью создавали простые вещи повседневного быта, передавали их своим детям и внукам, устанавливая реальную материальную связь между предками и потомками. Трудоёмкий процесс создания любой вещи требовал больших временных затрат и высокого мастерства, походил на длительную глубокую медитацию. Изо дня в день человек мастерил предметы быта, украшал их орнаментальными символами добра, плодородия и т.д. и верил, что созданные им вещи действительно улучшат жизнь и его, и его потомков не только в бытовом плане, но и станут реальным залогом счастья и благополучия семьи на протяжении веков. Каждый бытовой предмет нес в себе мощную обережную составляющую.

Мы живем в современном мире и по его законам. Мир наших предков был другим. Боги, духи, дружественные и враждебные, окружали людей повсеместно. Любой куст или камень мог оказаться лесовиком, кикиморой или ещё невесть кем. Хорошо известная с детства тропинка могла вдруг развернуться и увести куда угодно (“Леший водит”). Даже собственное жилище не было до конца безопасным – духи деревьев, из которых сложен дом, могли начать мстить за их убийство. Ребенок в колыбели мог быть подменён нечистью. Основная опасность для людей того мира была не в угрозе холода или голода, а в угрозе рассерженных навей. Поэтому все вещи были защитными талисманами, вся жизнь подчинялась строгому ритуалу.

Казалось бы, какое нам дело, людям 21-го века, до обычаев наших предков? Однако в нашем современном мире сохранилось гораздо больше от традиции, чем кажется на первый взгляд. Мы все знаем народные сказки и песни. Мы пользуемся устойчивыми выражениями, даже не подозревая об их первоначальном значении, но вкладывая близкий смысл. (“Опростоволоситься” – выйти на люди с непокрытой головой, с распущенными волосам – опозориться; “сновать” – быстро наматывать на специальное приспособление нить основы для ткачества – быстро ходить туда-сюда и т.д.) Наша жизнь наполнена обрядами вроде: постучать по дереву, плюнуть через плечо. Почему мы так делаем? Да потому что мы знаем, что это защитит нас от чего-то плохого. Так принято, так делали наши родители, родители родителей и т.д.

И в тоже время мы, современные люди, знаем о себе, о своей родной культуре очень мало. В состоянии духовного голода придумываются какие-то нелепые псевдоистории, псевдотрадиции, разрастаются, привлекают новых адептов и дискредитируют нацию. От этого, скромно говоря, грустно.

Народ без истории, без своей культуры обречен на вымирание. Он растворится, исчезнет, его ассимилируют. Так уже неоднократно бывало в истории человечества. Я хочу, чтоб мой народ жил и имел будущее. Текстильная народная традиция – это всего лишь часть всей разнообразной материальной культуры моего народа. А материальная традиционная культура – часть культуры в целом, в том числе и мировой. Мы знаем о Древнем Египте или Шумерском царстве по их материальным следам, пережившим время. Но что мы знаем о себе? Я хочу, чтобы мы о себе знали больше.

И еще я хочу, чтоб о нас узнали в мире. Чтоб этнотекстиль ассоциировался не только с африканскими, мексиканскими и индийскими тканями, но и с нашими – славянскими – русскими, белорусскими, чешскими, словацкими и т.д. У нас много традиционно общего, бережно сохраненного поколениями наших предшественников и дошедшего до нас из праславянского прошлого. Я не хочу, чтоб эта нить оборвалась. У нас много личного, особенного, национально индивидуального. Я хочу, чтоб эти национальные открытия стали достоянием мировой культуры, чтоб в мире нас не путали друг с другом, потому что украинец гордится тем, что он украинец, а серб, тем, что он серб, и мы не на одно лицо.

Народный текстиль – это красиво. При грамотном подходе из него можно создавать современные, стильные, неповторимые дизайнерские вещи. Эксклюзивность гарантируется самой техникой ручного ткачества, неразрывной связью между мастером и тканью.

И третье, чего я хочу: чтоб мир стал добрее.

Хочу, чтоб люди стали чуть более счастливыми, удачливыми, чтоб чаще сбывались желания. И я верю, что древние формулы наших предков, орнаментальные заклинания народных тканей, входящие в дома и быт современного человека, могут это сделать.


 
Hide me
Здравствуйте! Я хочу подарить вам электронную книгу «ТАЛИСМАН ТАРО: 22 шага к полной и насыщенной жизни» Оставьте свой e-mail
Show me
Copyright 2011-2015 Tarofest.ru. All rights reserved.
Яндекс.Метрика