ШЕЛЛИР. ВВЕДЕНИЕ В ОГАМ.

Введение в Огам: исторические факты и домыслы, структура Огама, экме и фэды, общие принципы работы с Огамом. Тезисы.
  1. Огам – письменность островной ветки кельтов, конкретнее – ирландцев; большая часть сохранившихся письменных источников были найдены на территории Ирландии, в особенности – в Мюнстере, а также в местах, колонизированных ирландцами. На континенте в местах расселения кельтов не было найдено ни одной огамической надписи.

  2. Слово «огам» обозначало не только алфавит, но и тайный язык. Этимология слова «огам» не ясна, возводят как к имени Огмы, так и выводят от понятий «искусное употребление слов», «мудрость» или «острый рубец».

  3. Нет оснований считать, что этот тип письменности был создан пиктами, однако пикты использовали огам, вероятно, узнав этот вид письменности от скоттов Дал Риады. Судя по разновидности огама, которая используется в пиктских надписях, огам попал к ним где-то около VIII века н. э.

  4. До сих пор не установлено точно, в какой именно исторический период сложилась эта система письменности – разброс дат, предлагаемых разными группами ученых очень велик: от 2200 г до н.э. (на основании раскопок в Южной Англии), до 6-8 в. н. э. (на основании датировки найденных огамических надписей на камнях).

  5. Все сохранившиеся ранние огамические надписи представляют собой эпитафии (надгробные и памятные камни – классический элемент кельтской культуры, см. «Похищение быка из Куальгне»: «Установил на могиле камень и высек на нем имя») либо уведомления о разделе земли (межевые камни).

  6. Часто высказывается предположение, что огам сформировался под воздействием какого-либо другого алфавита – либо латинского, либо германского футарка, против этой версии говорит присутствие в огаме букв, отражающих звуки, свойственные только гэлику и крайне однообразное начертание огамов, за эту версию – присутствие буквы H, свойственной германским языкам, а в гэлике отображающей только придыхание.

  7. Сходство с руническим алфавитом выражается также в делении на «семьи» – экме, подобно аттам футарка.

  8. Основными источниками информации об огаме служат написанные уже в христианский период книги, в которых авторы пытались собрать и упорядочить свои знания об огаме, например «Книга Бэллимоут» (Leabhar Bhaile an Mhóta, 14 в.), «Руководство для ученых» («Auracept na n-Éces», 7 век).

  9. По легенде, создателем огама является бог Огма из Туата де Данаан, который придумал огам, чтобы тайно общаться со своим братом Лугом; первая огамическая надпись была начертана им на бересте (или на березовой дощечке) и называлась Soim.

  10. Огамическое письмо включает в себя пять семейств (экме), в каждую экме включено по пять букв (фэд). Первые три семьи состоят только из согласных звуков, четвертая группа включает только гласные, пятая группа – дифтонги. Экме называются по первым фэдам, входящим в них – Aicme Beith, Aicme Huath, Aicme Muin, Aicme Ailm.

  11. Самыми старыми являлись первые три семьи, запись слов огамом часто велась с исключением гласных звуков, только согласными, семья гласных являлась вспомогательной и изначально не имела характерного для огама начертания, а отображалась точками.

  12. Группа гласных использовалась для начертания имен людей и богов, которые записывались исключительно полностью (в случае богов) или с частичной редукцией (в случае людей).

  13. Пятая группа, дифтонги, была введена позже всех для записи иноязычных и заимствованных слов, и в гадательных практиках эти пять букв никогда не использовались.

  14. Огамические надписи обычно делались снизу вверх, в более поздний период  слева направо.

  15. Огам руки, или огам пальцев, упоминается в старых источниках, однако современные  версии, информацию о которых можно найти, являются реконструкцией.

  16. Новоделом является и «огамический календарь друидов», где 13 фэд соотносятся с 13ю лунными месяцами.

  17. Пустая фэда, фэда омелы, также является современным и не очень нужным включением в классический огам, по аналогии с белым арканом Таро или с пустой руной Вейрд.

  18. Упоминания о встречающихся в старых источниках кругах или колёсах огама есть в Книге Бэллимоут, но нет никакой информации о том, как ими пользовались. Колёса огама получили общее название «Окна Фиона», и сейчас можно обнаружить множество реконструкций разной степени убедительности как с включением форфэды, так и без оной.

  19. Кроме огама деревьев, считающегося самым старым, известно множество средневековых, более поздних разновидностей огама.

  20. Использование огама в гадательной практике подтверждается не одним письменным источником – например, упоминание об этом можно найти в «Сватовстве к Этейн»  или в «Книге об именах».

  21. Кад Годдэу, Битва Деревьев, тоже считается важным источником для анализа огама деревьев.

  22. Реконструкция гадательных значений огама производится на основе анализа мифов и легенд островных кельтов, символических значений и свойств включенных в огам деревьев.

  23. Присутствуют смысловые связи между фэдами огама в рамках каждой из семейств согласных; группа гласных внутренних связей не имеет, но служит дополняющей для фэд первых трех семей.

  24. Для создания огамического набора можно использовать как  веточки 20 разных пород деревьев, так и какую-нибудь одну породу.

  25. Работать на деревянных палочках или плашках, проводить внутреннюю настройку на фэды проще при работе с деревом, хотя существует несколько карточных огамических оракулов (Ogham Oracle, Green Man Tree Oracle  и т.д.)

  26. Основная техника гадательной работы – вытягивание или бросок.

  27. При составлении огамических амулетов желательно пользоваться словами и предложениями на гэлике.

Hide me
Здравствуйте! Я хочу подарить вам электронную книгу «ТАЛИСМАН ТАРО: 22 шага к полной и насыщенной жизни» Оставьте свой e-mail
Show me
Copyright 2011-2015 Tarofest.ru. All rights reserved.
Яндекс.Метрика