О колыбельных песнях

О колыбельных песнях – расшифровка радиопередачи  “Кроличья нора”.

Всем привет, это передача Кроличья нора, я ведущая Саша Кроликова, сегодня у меня в гостях эзотерик, сказкотерапевт Лариса Кузнецова-Фетисова. Здравствуй, Лариса! – Привет.

- Сегодня мы будем говорить о традиции колыбельных песен. Традиция петь колыбельные уходит глубоко в века. Можно проследить исторически, когда она появилась? – Вообще говоря, колыбельные – это одна из немногих живых традиций. Никто не может сказать точно, когда она началась, но известно, что у всех народов мира и во всех культурах эта традиция присутствует. При этом колыбельная никогда не требует каких-то инструментов для своего исполнения, исполняется только голосом. Обычно ее поет мать, или мамки-няньки, и обычно колыбельная имеет своим субъектом ребенка. Хотя колыбельные песни могут и влюбленные друг другу петь, и бывает, что для больных членов семьи ее исполняют, но об этом мы чуть позже поговорим, – какое воздействие она оказывает на человека.

- Это как-то связано с биоритмами сна, с фазами сна,? Потому что ведь колыбельную поют, не просто так, а чтобы маленький человек успокоился, уснул… – Да, это одна из самых очевидных функций колыбельных, – успокоение, погружение в сон. Но не единственная. И с биоритмами это действительно связано, – не знаю, насколько сейчас имеет смысл углубляться в теорию биоритмов…

- Ну, вкратце, что такое биоритм сна. – Сегодня исследователи выделяют пять, – но некоторые сводят их к четырем, – основных биоритмов человеческого мозга. Нас интересует применительно к колыбельным тета-ритм. Это биоритм, который активируется в состоянии гипноза, мечтания, – в таких вот промежуточных состояниях сознания. То есть, скажем, если дельта – это биоритм глубокого сна, альфа – биоритм спокойного бодрствования, а бета – это ритм активной мозговой деятельности, то тета – это самое малоизученное состояние головного мозга. В этом состоянии очень некритически воспринимается любая информация, – фактически она, минуя любые барьеры, идет прямиком в подсознание человека. Эта информация может человеком совершенно не осознаваться, но она действует.

- Знаю, что есть такая гипотеза, что человек вообще очень хорошо информацию запоминает в этом состоянии, – наверное, это какое-то гипнотическое состояние, этакого полусна? – и вот человеку начинают читать лекции, он потом просыпается и якобы на память все это может воспроизвести, это где-то откладывается. Так ли это? – Да, гипотеза такая есть и исследования такие проводились, и в 1964 году у нас в России они проводились – и действительно, показали очень хорошие результаты. Так, оказалось, что когда человек уже совершенно засыпает, то есть в стадии глубокого сна, он практически ничего не запоминает. Но на начальных стадиях сна, – дремота и поверхностный сон, – человек запоминает действительно очень много, и запоминает хорошо. В ходе эксперимента группа изучала английский язык, так обучаемость оказалась в 2-3 раза выше, чем у контрольной группы, и когда через несколько месяцев проверили, что студенты запомнили – оказалось, что все слова эти у них в памяти прекрасно сохранились. И это как раз восприятие информации на стадии преобладания тета-ритма.

- Если мы говорим о такой усвояемости информации в этой стадии, имеет ли смысл говорить о некоем лингвопрограммировании, – то есть, человеку в младенческом возрасте мама поет колыбельную и вкладывает в него некую программу, программирует его на дальнейшую жизнь, на успех, на счастье? – Действительно, есть такая теория, ее придерживается, скажем, исследователь Ирина Карабулатова. Так, она приводит в пример народность ханты, в которой мать сочиняет индивидуальную колыбельную для своего ребенка, только этому ребенку ее поют, и эта песня потом всю жизнь служит оберегом для ребенка.

- Я знаю еще, что есть такая поговорка у какой-то из народностей, – про человека, который жестокий и бессердечный, говорят, что ему мать колыбельных не пела. – Ну, тут уж кто знает, пела ему там мать колыбельные или нет, – но поговорка показательная.

- Значит, это лингво-программирование имеет смысл, не стоит его сбрасывать со счетов?

- Одной из функций колыбельных, кроме успокоительной и усыпляющей, является включение ребенка в общекультурный контекст. А функция обучающая и программирующая – возможно. Хотя бы если мы принимаем, что информация в этом состоянии воспринимается некритически и если мать постоянно ребенку поет – вырастешь большой, будешь хороший, добрый, сильный, будешь делать то-то и не делать се-то – собственно, здесь вполне может быть и программирование.

- Я еще знаю, что часто различаются колыбельные для мальчиков и для девочек, что девочке поют, что вот вырастешь, будешь хозяюшка, – а мальчику поют: вырастешь, будешь охотником…

- Да, в прошлом российские и потом советские исследователи воспитательную функцию колыбельных выводили на первый план. Во всяком случае, эта теория господствовала с самого начала исследования колыбельных в России, – то есть, с середины 19го века до середины 20 века как минимум.

- А есть ли какие-то национальные особенности у колыбельных песен?

- Про национальные особенности колыбельных вообще довольно сложно судить, потому что – да, можно прослушать разные колыбельные, что, собственно, мы и делаем на протяжении всей передачи, – но все равно, одна из функций колыбельных – это включение ребенка в культурный и социальный контекст. Скажем, в одном из исследований сравнивались немецкие и русские колыбельные. Вообще говоря, предполагалось, что поскольку функция усыпительная основная, она везде такая, – то и колыбельные везде очень похожи. Но к удивлению исследователей оказалось, что колыбельные в самом деле очень разные. Конкретно, русские и немецкие колыбельные, – казалось бы, народы веками жили рядом, постоянно коммуницировали, – и все равно, совершенно разные и ритм колыбельных, и лад. Еще очень интересно, что у немцев, в отличие от русских, – по имени ребенок в колыбельной не называется – так и говорят «дитя», «спи, дитя»…

- А почему?

- Петри Эльвира Корнеевна, которая как раз и исследовала в сравнении немецкие и русские колыбельные, – так вот, она считает, что это связано с культурным контекстом. В России важнее роль семьи, рода, она тяготеет к семье и к личностной роли человека, – а в Европе важнее социальная роль, потому что в Европе цеховые, профессиональные объединения образовывались очень давно по сравнению с Россией, – там и города стали образовываться еще в античность, раннее средневековье только лишь продолжило эту тенденцию – в отличие от России. И соответственно ребенок, он также является носителем определенной функции, – есть башмачник, есть охотник, а есть ребенок. И к нему обращаются как к ребенку и ему объясняют его функции. Потом в немецких колыбельных очень много сигнальных интонаций, опять же это связывается с тем, что люди жили в городах, и постоянно били колокола, часы и прочие сигналы точного времени, – то на службу, то со службы, то на работу, то с работы, они постоянно были окружены этими звуками. А в российских этого практически нет. Или лес – совершенно разное восприятие леса, в русских лес – опасная, враждебная среда, а в немецких ближе к нашему «садочку» – место для прогулок. Но историко-культурное различие, и колыбельная включает ребенка в общий культурный и социальный контекст именно своего народа.

- Я знаю такие выражения употребительно к колыбельным как «колыбельная-заклинание», «колыбельная-оберег». О чем идет речь?

- Вообще слову над колыбельной издревле придавали функции заклятия, заклинания, и многие исследователи прослеживали связь между колыбельными и заговорами. С другой стороны, санкт-петербургский исследователь Головин Владимир Вадимович, – напротив, считает, что при всем внешнем сходстве у этих двух форм есть ряд очень серьезных отличий. Здесь вообще сложно судить, – возможно, какая-то конкретная мать вкладывает какие-то благопожелания и какие-то программирующие вещи в свои колыбельные, также в каких-то культурах может быть это больше выражено, в каких-то меньше.

- А еще ты замечала, колыбельные же практически все закольцованы. То есть, идет какая-то история, которую рассказывают, поют человеку маленькому, и все это повторяется по кругу, и вводит, как мне кажется, в состояние транса, по сути.

- Дело в том, что при этом идет еще и выравнивание биоритмов у взрослого и у ребенка…

- Что значит выравнивание биоритма? То есть, на протяжении целого дня он скакал, бодрился, занимался разного рода деятельностью и его надо успокоить?

- Да, в том числе. Вообще есть такое направление, оно вообще считается перспективным, его исследуют, – выравнивание биоритмов. И выравнивать их можно разными способами, – ведь у человека может быть разная ведущая система восприятия, визуальная, аудиальная, кинестетическая, – и можно, задавая ему ритм разными способами через эти системы, в том числе с помощью музыки, с помощью каких-то импульсов, подаваемых на кожу, похлопывания, покачивания либо с помощью зрительных импульсов, – можно человека перевести в определенный биоритм и в соответствующее состояние сознания. И в колыбельной во всяком случае задействованы две из трех систем, – это аудиальная, колыбельная вообще поется успокаивающем ритме 4 на 4, причем ритм выравнивается и у поющего, и у слушателя. Плюс еще ребенка покачивают, похлопывают в этом же ритме, – то есть, у него еще и кинестетическая составляющая включается. Вот с визуальным не выходит, потому что закрыты пр этом глаза, – однако исследования показали, что стоит человеку закрыть глаза, и в его мозгу сразу активируются альфа-волны. То есть, стоит только закрыть глаза на какое-то время, и человек переходит из состояния повышенной готовности, активной мозговой деятельности в состояние спокойного бодрствования, откуда уже недалеко и до засыпания.

- А есть ли существенное различие между сном ребенка, или даже младенца, – и сном взрослого человека?

- Начнем с того, что ребенок, конечно, намного больше взрослого спит. Кроме того, у новорожденных доля быстрого сна занимает 50%, в то время как у взрослых она занимает порядка 20-25%, то есть вполовину больше. Тут немного расскажу про фазы сна. Засыпающий человек проходит через все биоритмы, – начиная от дневного бодрствующего сознания, от бета-ритма, переходит в альфа-ритм, потом переходит в тета-ритм – в этот момент как раз, на этом этапе, на него и воздействуют колыбельные песни. А потом он уходит в фазу дельта-ритмов, глубокого сна без сновидений. Но что интересно, – что через некоторое время у него обратно начинает раскручиваться этот цикл, то есть он полежал, поспал в этой дельта-фазе, – и опять переходит в тета-ритм, это пятая стадия, так называемая стадия быстрого движения глаз. В этот момент у спящего человека начинают двигаться глаза за веками, – именно во время этой стадии человек видит сновидения.

- То есть, если у человека дергаются веки, – это значит, что ему сейчас что-то снится?

- Да, именно так. Правда, не так давно исследователи выяснили, что и на других фазах люди на самом деле видят сновидения, но тем не менее, если человека разбудить на фазе быстрого сна, то от практически наверняка расскажет о том, что видел в это время сон.

- Возвращаясь к колыбельным, кроме «колыбельной-заклинания» есть еще термин «колыбельная-медитация». Опять-таки связанный, наверное, с закольцованностью, повторением одних и тех же слов, с определенной ритмикой… с успокоением, наверное…

- Да, конечно, одна из основных функций колыбельных, которую отмечают абсолютно все исследователи и которая наиболее очевидна, – это успокоение и погружение в сон. Тут сложно сказать, есть ли прямая связь с медитацией… хотя вообще исследователи выяснили, что при медитации как раз максимальная активность этих тета-ритмов, которые также очень выражены при засыпании…

- Я знаю, что одна из сложностей с медитацией заключается в том, что нужно сохранять состояние бодрствования, при этом абсолютно перестать думать, концентрироваться на дыхании – и тут главное не заснуть, потому что многие люди начинают медитировать и засыпают. Вот как удержать это состояние, известно? Что-нибудь можешь посоветовать?

- Посоветовать вряд ли что-либо смогу, это только с практикой приходит, – собственно, почему тета-ритм, и это состояние в целом, одно из самых малоизученных – именно потому, что его сложно долго удерживать. Человек просто соскальзывает в сон, то есть у него начинают преобладать дельта-ритмы и он засыпает.

- А если научиться контролировать это состояние – что это может дать, какие очевидные плюсы?

- Вообще основной плюс – это расширение сознания, при этом человеку приходят парадоксальные, вне-логические идеи, ощущения. В принципе медитация на этом и построена, и говорят, что при приеме ЛСД тоже сходная картина, шаманские всякие практики еще, или дыхательные практики, которые С. Гроф впоследствии использовал как замену ЛСД

- Мы еще говорили о музыке, музыка и колыбельная. Почему не обязательна музыка, колыбельную достаточно исполнять голосом?

- Я думаю, что это с функциональными особенностями колыбельной связано, потому что при этом качали ребенка и сложно при этом параллельно еще и играть, скажем на свирели, – опять же, не все умеют играть на инструментах, или их может не быть в наличии, а напеть худо-бедно колыбельную может, наверное, любой человек при желании.

- А бывают колыбельные без голоса, только музыка?

- Тогда это уже не будет колыбельной, это будет просто музыка для успокоения и расслабления. А колыбельная песня – это совершенно определенный жанр, она предполагает определенные словесные формы, которые поются на определенный совершенно ритм, используются определенные речевые обороты…

- Да, там много очень уменьшительно-ласкательных суффиксов, и причем уменьшаются, смягчаются даже формы глаголов, появляются новые слова, которые даже в речи-то особо не употребляются, – в колыбельных они есть…

- Да, причем они в таком виде используются у очень многих народов, – это действительно так.

- Есть какое-то принципиальное отличие между колыбельными востока и колыбельными запада, – например, японскими и русскими?

- Да, конечно, колыбельные различных народов отличаются друг от друга. Вообще, если мы примем эту теорию, что колыбельная несет во многом адаптационную функцию, – что она адаптирует ребенка к своей культуре и в первую очередь к своему языку, что он как бы впитывает в себя слова и формы слов, повторяемые многократно и он их слышит много-много раз на протяжении многих месяцев и лет, – то уже даже из этого естественно вытекает то, что отличия есть. Естественно, таким образом человек начинает совсем по-другому воспринимать язык, – у него возникает интимное чувство родного языка, как многие исследователи сейчас считают, в том числе и с помощью колыбельных.

- Мне понятна функция колыбельных для младенцев – что развивается фантазия, развивается восприятие, как-то человек фантазирует свою будущую жизнь и в течение жизни потом начинает ее строить в соответствии со своими образами…

- Еще и общение с матерью, это тоже очень важная функция колыбельной, – ребенку же не просто что-то там напевают без слов, ему же что-то говорят, и это очень важно для ребенка. Он привыкает в том числе к языку как средству коммуникации между людьми, постепенно начинает в речевом потоке различать фразы и слова, – это очень важно.

- А как колыбельные могут помочь взрослым людям? Потому что я знаю, что есть такое новое направление в музыкотерапии, когда взрослым людям поют колыбельные и как-то это поправляет их психическое здоровье …

- Что касается воздействия на взрослых людей – да, в последние годы во многих зарубежных странах аудиозаписи национальных колыбельных песен пытаются использовать как терапевтическое средство. И исследованиями подтверждается, что усиливается обезболивающее действие лекарств (их требуется существенно меньше, чем без колыбельных), люди начинают нормально засыпать без снотворных. Кроме того, с помощью колыбельных лечатся определенные психологические расстройства, скажем, синдром недостатка внимания. Он возникает в том случае, когда ребенку мать, родители уделяли не так много внимания, как ему бы хотелось и было нужно. И вот такие расстройства, – потому что они ведь впоследствии отражаются на человеке, – они корректируются с помощью колыбельных. Оказалось, что человек, который слушает колыбельную, чувствует защищенность, уверенность, – он как бы возвращается в детство и получает там недополученное от родителей, и при этом какие-то стрессовые ситуации там самоуничтожаются, человек погружается в такое состояние, когда регенерация психики повышенная. Он как бы возвращается в детство обратно – туда, где ты заснул, а наутро просыпаешься уже совсем новым человеком. С этим же, возможно, связано такое интересное явление, как смертные колыбельные…

- О чем идет речь?

- Смертные колыбельные –они распространены по всему земному шару, абсолютно без исключений, хотя поют их очень ребко относительно других колыбельных. При этом в колыбельной ребенку буквально желают смерти, например: баю-бай, баю-бай, завтра Ванечка помрет, будем Ваню хоронить, в большой колокол звонить. Вот не сочетается это с программирующей функцией колыбельных, и вообще необъяснимое такое явление, – но как считает та же Ирина Карабулатова, которой я задавала этот вопрос, – она предполагает, что здесь имеется в виду именно глубокая очень трансформационная функция. Хотя не все, конечно, исследователи сходятся, – было такое направление, которое считало эти смертные колыбельные средством эвтаназии, – поют их слабому, болезненному и нежеланному ребенку, и он спокойно и безболезненно умирает. Но вообще это какой-то странный способ, с нежеланными детьми вообще не слишком церемонились еще совсем недавно (да, собственно, и сейчас не слишком). Так что все-таки большинство современных исследователей считает, что эти колыбельные несут трансформационную функцию и ребенка программируют оставить старое в одном дне и возродиться в другом.

- А есть вообще принципиальная разница, если ребенку поют на ночь колыбельную или ему читают сказку? По сути же функция одна: успокоить, чтобы человек уснул…

- На самом деле, в колыбельных есть музыка, и это серьезное вообще отличие. Кроме того, колыбельная намного проще и лингвистически, и намного меньше связана с каким-то логическим восприятием, – хотя, конечно, в любом случае, сказка это скорее образное, метафорическое и символическое, правополушарное восприятие, но колыбельная все равно несоизмеримо проще, она воздействует в первую очередь на архаические пласты сознания и предназначена для человека, совершенно еще неразвитого в плане словесном и культурном.

- Так достаточно тогда бессловесного напевания на четыре четверти…

- Все-таки во всех культурах колыбельная – это песня, причем со своим оригинальным образным рядом – в русских колыбельных это бука, волк, котик, который придет колыбелечку качать, – и так же везде есть определенное количество персонажей, определенное количество событий, в песне обязательно обращаются к ребенку, – где-то по имени, где-то без имени, его корят за какие-то проступки или наоборот за что-то хвалят, сравнивают с кем-то – и таким образом ребенок получает очень значимую для себя информацию об окружающем мире, ему называют и маму, и папу, и дедушку с бабушкой, и двор, и котика, и лошадку и так далее.

- Подытоживая наш разговор, – наверное, не стоит людям засыпать перед телевизором, потому что там можно такого наслушаться, в этих пограничных состояниях, что когда проснешься, будет очень-очень страшно и сложно жить. То есть, если хочешь спать, то надо включать либо колыбельные, либо вот то, что предлагают эзотерические магазины – шумы природы, пение птиц, море, и будет у тебя хорошее здоровье, психическое и физическое, и вообще будет в жизни счастье. У нас была очень интересная передача, большое спасибо, Лариса, что ты пришла, – напоминаю, что у нас в гостях была сказкотерапевт и эзотерик Лариса Кузнецова, исследователь традиции колыбельных песен, – а я Саша Кроликова, до свидания, пока.

©”Автор – Л.Кузнецова-Фетисова 
Hide me
Здравствуйте! Я хочу подарить вам электронную книгу «ТАЛИСМАН ТАРО: 22 шага к полной и насыщенной жизни» Оставьте свой e-mail
Show me
Copyright 2011-2015 Tarofest.ru. All rights reserved.
Яндекс.Метрика